Альтернативный Отчёт Совета НПО ко Первоначальному Периодическому Докладу Кыргызской Республики Комитету CEDAW от 1999 г.

 

 

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОТЧЕТ

О РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН.

 

 

Роза Айтматова

Кыргызстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 1999 г.

Бишкек


 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОТЧЕТ

О РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН.

 

Роза Айтматова

Кыргызстан

 

 

 

I.        Ситуация относительно прав человека и демократии в Кыргызстане.

 

С момента обретения суверенитета 1991 г Кыргызстан заявил о своей  приверженности к демократическим преобразованиям и взял курс на построение правового государства и гражданского общества.

Правительство Кыргызстана ратифицировало ряд международных Конвенций и разработало юридические основы защиты и поддержки прав человека.

Кыргызстан в настоящее время находится в состоянии поиска оптимальных форм государственного устройства, сочетающих возможности правительства, структур руководимых непосредственно президентом, а также парламента. Этот процесс еще не завершен: по видимому, правильное распределение полномочий здесь может быть найдено лишь на основе опыта. Подобные процессы имеют место и в других странах постсоветского пространства, но следует отметить , что Кыргызстан сумел найти демократическую основу баланса реальных общественных сил и в этом отношении выигрывает при сопоставлении со многими другими государствами, пытающимся разрешить аналогичные проблемы. При этом есть и реальные сложности ситуации: у нее немало негативных аспектов.

Согласно оценкам международных и национальных экспертов, в Кыргызстане уже сложилась определенная государственная система защиты прав человека. Анализ законодательной базы по реализации и защите прав человека показывает следующее:

В Конституции заложены основополагающие принципы:

n народный суверенитет

n народное представительство

n разделение властей

n признание прав и свобод человека высшей ценностью

n политический и идеологический плюрализм

n права и свободы гарантированы государством не только гражданам Кыргызстана, но и всем лицам, находящимся или проживающим в стране.

 

Но, несмотря на существование таких механизмов защиты прав человека, они еще не полностью отлажены и в реальной жизни встречаются случаи нарушения прав человека


II.       Проблемы женщин в Кыргызстане

 

  • Положение женщин в обществе суверенного Кыргызстана изменилось в позитивную сторону:
  • рост активности женщин;
  • появились многочисленные женские организации (100), каждая из которых пытается решить проблемы женщин в той или иной сфере;
  • появились известные политические лидеры и государственные деятели, преуспевающие предприниматели.

 

И в то же время, смена старой номенклатурной системы, системой общедемократических норм и рыночных отношений без обеспечения должных гарантий и механизмов защиты привела к заметному ухудшению положения женщин во всех сферах жизни.

Экономический кризис эпохи перестройки и пост перестройки сопровождался кризисом социальной, политической и духовной сфер.

 

  1. Закрытие заводов, фабрик и крупных предприятий, распад колхозов и совхозов привели к разному росту безработицы. Из числа официально зарегистрированных безработных более 58% составляют женщины. Однако по данным исследований малайзийских экспертов половина т.е 50%работоспособного населения-безработны, 75%населения проживают за чертой бедности, не имея возможности обеспечить себе минимальный уровень существования (Газета Вечерний Бишкек, 10 октября 1997г.), а в докладе правительства по выполнению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в Кыргызстане представленного ООН приводится информация о женской не занятости, которая составляет 77%. Вакуум бездуховности, в котором оказалось наше общество вызвало рост некоторых отрицательных явлений, как женского алкоголизма и наркомании, проституции, преступности  обесценивание духовных и семейных уз.
  2. Политические права и свободы в отличие от личных прав и свобод нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его активное включение в жизнь страны, управление делами.

В группу политических прав и свобод входят прежде всего избирательные права.

Кыргызстан как и другие государства участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязуется обеспечить на равных условиях с мужчинами право избираться во все публично избираемые органы (ст. 7 Конвенции)

Конституция Кыргызской Республики и другие нормативные акты юридически закрепили эти принципы. Однако существующее положение дел далеко от идеала.

Вот данные статистики в Жогорку Кенеше нынешнего созыва 4 женщины (3,8 %) из 105 депутатов, в Правительстве из 102 работников только 9 женщин (8,8 %).

Из 17 министерских портфелей только 2 портфеля дали двум женщинам.

Следует отметить, что реальная политическая жизнь опрокинула принцип равенства мужчин и женщин. Каковы причины?

 

Реализация избирательных прав женщин затруднена рядом причин.

А именно:

  1. 1.   Патриархально-религиозные традиции
  2. 2.   Тоталитарный режим социалистического общества, несмотря на светский характер декларируемых принципов, не предлагал новых принципов и стимулов для участия женщин общественно-политической жизни, за исключением заказных квот и показательных собраний.
  3. 3.   Неготовность самих женщин к реальной политической борьбе, мало популярность образа женщины-лидера во всех слоях общества обусловили крайне низкий процент женщин в управлении государством.
  4. 4.   История независимого Кыргызстана принесла глубокие изменения во все сферы социальной жизни. Однако экономический кризис эпох перестройки и пост перестройки сопровождался кризисом социальной, политической и духовной сфер. Такие негативные явления избирательной сферы, как нечестная предвыборная борьба, покупка избирателей буквально за бутылку водки, невыполнения предвыборных обещаний и т.д., и как результат, крайняя пассивность избирателей (в 1997 году довыборы по Токольдошскому округу проводились трижды, однако выборы не состоялись из-за отсутствия кворума) стали новыми чертами нашей жизни.

 

Мы считаем, что подобные перегибы стали возможными потому, что быстрые перемены объективных факторов (политического строя, законодательной базы, состояние экономики равного благосостоянию семей) происходили неравномерно и не соответствовали развитию субъективных факторов, к которым мы относим понимание прав, свобод и обязанностей избирателей, в особенности женщин, а также рядом других факторов, таких как доступ к информации и др.

Мы рассматриваем участие женщин в выборах и избирательных системах, как индикатор, а также как предпосылку развития гражданского общества.

Осознанное участие женщин в выборах является закономерным результатом повышения их социальной активности, а также одним из главных факторов  и этапов на пути женщин в законодательные органы.

То общество, которое увидим завтра, формируется сегодня. И оно не может называться демократичным, пока не будут реализованы права женщин на деле. Необходимо сегодня прилагать все усилия по правовому просвещению населения и особенно женщин. Об этом свидетельствуют и результаты нашего социологического исследования, проведенного с целью выявления определенного круга проблем, касающихся политической активности женщин.

Анализ позволил сделать вывод о том, что женщины имеют весьма смутные и общие представления о демократических выборах, 80 % опрошенных заявили о том, что они нуждаются в получении знаний по избирательным правам.

В Кыргызстане в скором времени грядут выборы на всех уровнях и поэтому уже сегодня надо браться за правовое просвещение населения. Причем эта работа должна носить систематический характер, чтобы в конце концов добиться проведения объективных, честных, истинно демократических выборов.

 

 

III.      Миграция

 

Кыргызстан переживает глубокий экономический кризис. Многие люди, в основном сельские женщины, мигрируют в поисках заработка. Это осложняет демографическую ситуацию.

Особенно тяжелое положение сложилось на селе. И, конечно, же самыми уязвимыми оказались женщины. В целях спасения семьи, детей сельские женщины занялись «челночным» бизнесом, т.к. землю полученную при распаде колхозов и совхозов они не могут использовать эффективно. Конечно эта проблема проистекает из бедности. Но мы, выделяем проблему сельских женщин, причем миграцию, т.к. она приобрела огромные размеры и взрывоопасный характер.

Сельские женщины пополнили ряды внутренних мигрантов и внешних трудовых мигрантов («челночники»). И большой поток людей (в основном сельских женщин) хлынул из различных регионов страны, в основном в столицу и в крупные города республики, а также в ближнее и дальнее зарубежье в поисках заработка. Причем мигранты прибывают в города не прописываясь и даже не регистрируясь. В Кыргызстане отсутствует опыт правового регулирования и миграционный контроль. А это создает демографические проблемы, дестабилизирует обстановку, приводит к увеличению числа безработных и не имеющих жилья и вида на жительство, провоцирует криминогенную обстановку.

Пока что исследования не проводились и нет статистических данных, но даже на глаз видно, что подавляющее большинство «челноков» (примерно 80%) женщины.

Факторы, повлиявшие на усиление внутренней миграции:

  • свертывание производства в городах;
  • ликвидация колхозов и совхозов;
  • увеличение числа трудоизбыточных районов;
  • рост безработицы;
  • отсутствие видимой перспективы развития отдельных регионов, районов, сел;
  • катастрофическое снижение уровня жизни населения, особенно в сельских районах;
  • несвоевременная выплата пенсий, пособий, зарплаты.

 

Количество внутренних мигрантов в республике за 1995 год составил 109,3 тыс. человек, в 1996 году — 103,1 тыс. человек (данные Нацстаткома). Это в маленькой республике, где население составляет всего 4 млн. 668 тыс. человек на начало 1998 года.

Надо отметить, что правительство пока что не принимает никаких мер для урегулирования этого процесса и создания благоприятных условий для жизни и работы внутренних и внешних мигрантов. А проблемы внутренней миграции играют, несомненно большую по своим масштабам роль в стране — по сравнению с другими ее видами. Причины внутренней миграции — это серьезная проблема и она требует большого внимания и понимания со стороны правительства.

Необходимо создать программу по решению проблемы миграции сельских жителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы остановились на трех основных проблемах женщин Кыргызстана. Это:

  • бедность (экономические проблемы);
  • избирательные права женщин (политические права);
  • проблема сельских женщин (демографические проблемы).

Все три проблемы тесно взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к их решению. Причем у данных проблем огромный потенциал роста в будущем. Избиратели и избирательницы кампании 2010 — 2020 — это сегодняшние дети мигрантов, нынешних безработных и нищих. Т.е. это будут безработные, бедные, нищие, бомжи, уличные дети во втором поколении. Экономические перспективы не дают особой надежды на скорое улучшение. Это означает, что эти дети, вероятнее всего станут завтрашними безработными, бедными, нищими и бездомными во втором поколении.

Это качественно новая группа населения, которой у нас еще не было. Они будут иметь низкий уровень общего образования и в частности эта группа будет подвержена влиянию перетяжки голосов, она будет наиболее уязвимой в реализации своих политических прав.

Поэтому государство в первую очередь должно беспокоится об обучении детей нынешних бедных, безработных, мигрантов и уже сейчас должно строго подойти к реализации обязательного среднего образования..

 

ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН КЫРГЫЗСТАНА.

 

Вид проблемы

Доказательства существования проблемы

Факторы, влияющие на возникновение проблемы

Воздействие проблем на женщин

Какие Конвенции можно применить

Что делает и что не сделало правительство?

Недостатки в деятельности правительства (что должно делать правительство)

I. Бедность
Экономический
  • Незанятость женщин составляет 58% (данные нацстаткома)
  • 50% работоспособного населения безработные и 75 % населения — за чертой бедности (данные независимых экспертов из Малайзии, газета ВБ За 10 октября 1997 года);
  • женская не занятость составляет 77%  (из отчета по выполнению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в Кыргызстане)
Прямые факторы:

  1. безработица (30% безработных женщин были уволены по сокращению штатов, 22% — не могут найти работу по специальности, 38% — не могут найти никакой работы (данные нацстаткома)
  2. более низкий уровень квалификации женщин;
  3. нарушение экономических прав женщин со стороны работодателей
  4. снижение уровня социальной защиты (пенсионеры, инвалиды, детские пособия и др.)

Исторические факторы

  1. 1.    женщины не считались основным кормильцем семьи
  2. 2.    трудоустройством занимались государственные органы
  3. 3.    отсутствие конкурентности

Системные факторы

  1. 1.    переходный период и экономический кризис
  2. 2.    сокращение сферы услуг, где в основном были заняты женщины и сети детских дошкольных учреждений
  3. 3.    безинициативность и неподготовленность женщин к условиям рынка и конкурентности

 

  1. ухудшение экономического положения семьи (26,7% семей крайне бедные, их главы имеют высшее образование (данные нацстаткома)
  2. «челночный бизнес» (» 80% женщин)
  3. ухудшение здоровья (широко распространен туберкулез, БППП и др.)
  4. усиление алкоголизма и проституции (39% от числа умерших составляют умершие от неестественной смерти, все они связаны с употреблением алкогольных напитков)
  5. увеличение количества неполных семей (в 1997 году четверть родившихся детей внебрачно рожденные,

в 1990 г. — 13%)

3, 11, 13
  1. год был объявлен президентом страны годом женщин
  2. 1998 год — годом подъемом села
  3. разработало и приняло программы:
  • «Аялзат» (1996)
  • «Аракет» (1998)
  • проект «Сеть социальной защиты»
  1. 4.    не созданы благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса
  2. 5.    не было надлежащего контроля за проведением приватизации, применением иностранных инвестиций (эти процессы преследовали цель обогащения небольшой группы граждан, основном власть имущих)
  3. ускоренное развитие среднего и малого бизнеса;
  4. 2.    подъем аграрного сектора;
  5. 3.    создание гибкой, эффективной налоговой политики;
  6. 4.    поддержка фермеров и кооперативных объединений;
  7. 5.    увеличить количество партнерских проектов с НПО, направленных на улучшение положения сельских женщин;
  8. 6.    добиться, чтобы принимаемые программы не оставались на бумаге, а реализовались на деле;
  9. 7.    преодоление коррупции на всех уровнях ее проявления
 

 

 

 

 

 

 

Вид проблемы

Доказательства существования проблемы

Факторы, влияющие на возникновение проблемы

Воздействие проблем на женщин

Какие статьи Конвенции

Что делает и что не сделало правительство?

Недостатки в деятельности правительства (что должно делать правительство)

Политические права женщин
  1. 1.    низкая представленность женщин на всех уровнях принятия решений и перераспределения собственности во всех властных структурах
  • законодательной
  • исполнительной
  •  судебной

Уровнях:

национальных, областных, районных, сельских (местных) управ

Социальных

структур

  • общественных организаций
  • низкое участие в политической деятельности
  • семьи (личное) участие в выборах
Прямые факторы

  1. 1.    неподготовленность самих женщин к лидерству
  2. 2.    неверие в проведение честных выборов (пассивность)
  3. 3.    правовая безграмотность населения
  4. 4.    плохая информированность женщин

Исторические факторы

  1. 1.    однопартийная система выборов
  2. 2.    формальный подход к участию ф выборах
  3. 3.    патриархально-религиозные традиции
  4. 4.    политическое безразличие

Системные факторы

  1. 1.    изменение политического строя, законодательной системы и состояние экономики страны происходило очень быстро
  2. 2.    понимание прав, свобод, обязанностей и ответственности избирателей мало и медленно меняется
  3. 3.    несогласованное, неравномерное развитие выше сказанных причин привело к появлению негативных явлений избирательной сферы
  4. 1.    политическая пассивность женщин
  5. 2.    низкая представленность на уровне принятия решений и перераспределения собственности (женщины-депутаты составляют 3,8% от общего числа депутатов, из 102 руководителей республиканского уровня женщин — 9, из 17 министров — 2 женщины, а также на других ступенях власти)
  6. 3.    невостребованность потенциала женщин государством (много высокоинтеллектуальных, грамотных женщин — без работы)
№ 2, 3, 4, 7, 8
  1. 1.    разработало и приняло программу «Аялзат»
  2. 2.    создана комиссия по делам семьи, женщин и молодежи
  3. 3.    комитет по правам человека при президенте КР
  4. 4.    комиссия по гендерной политике при президенте КР
  5. 5.    национальное бюро «Гендер в развитиии»
  6. 1.    способствование политическому просвещению женщин
  7. 2.    школа политического лидерства
  8. 3.    Законодательству создать:
  • институт независимых наблюдателей,
  • внести отдельным пунктом в Конституцию равенство мужчин и женщин
  • временное квотирование
  • принятие правительственного документа «О профессиональной поддержке женщин в государственном управлении» с включением 30% квоты (согласно рекомендациям ООН)
  • создание структурных женских инстанций, занимающихся проблемами женщин
  • введение должности уполномоченного по женским вопросам в каждом учреждении с числом персонала свыше 1000 человек
  • подготовка женщин к обусловливающей политической деятельности посредством организации курсов по подготовке женщин к политическому лидерству через политические партии

 

 

Вид проблемы

Доказательства существования проблемы

Факторы, влияющие на возникновение проблемы

Воздействие проблем на женщин

Какие статьи Конвенции

Что делает и что не сделало правительство?

Недостатки в деятельности правительства (что должно делать правительство)

III. Сельские женщины
демографическая проблема
  1. 1.    Внутренняя миграция . Миграционный прирост г.Бишкека за 1991-1997 г.г. составил 27602 человек. Из них 70% прибыли из сельской местности (данные нацстаткома)
  2. 2.    Внешняя трудовая миграция («челночный» бизнес)
Прямые факторы

  1. 1.    катастрофическое падение уровня жизни в сельской местности
  2. 2.    несоевременная выплата зарплаты (низкой), пенсий, пособий и др. (по 5-6 мес.)

 

Исторические факторы

  1. 1.    в советское время женщины были обеспечены работой и была хорошая социальная защита
  2. 2.    женщины всегда имели жилье
  3. 3.    даже многодетная семья могла дать хорошее образование детям
  4. 4.    таким женщинам психологически тяжело оказаться бедными, безработными.

Системные факторы

  1. 1.    экономический кризис
  2. 2.    кризис в политической, социальной и духовной сфере
  3. 1.    резко снизалось число зарегистрированных браков (43,5 тыс. в 1990г., до 26,6 тыс. в 1997г. т.е. 9,9% до 5,7% на 1000 человек)
  4. 2.    снизился уровень рождаемости до 2,8% (3,7% — 1990г.)
  5. 3.    увеличение внебрачной рождаемости (25% — 1997г. и 13% — 1990г.)
  6. 4.    нестабильная обстановка в государстве
  7. 5.    усиление криминогенной обстановки
  8. 6.    ухудшается здоровье
  9. 7.    снижается уровень образованности
  10. 8.    усиление алкоголизма, проституции и преступности женщин
№ 4, 10 Процесс «челночного» бизнеса еще не изучен и поэтому нет стат. данных. Государство снижает большие налоги с челночниц. Миграционный контроль:

  1. 1.    привлекать НПО к работе по проекту для улучшения положения мигрантов
  2. 2.    не заботится о создании условий труда для челночниц
  3. 3.    открыть консульства в местах большого скопления челночниц в городах России, чтобы защищать их права
  4. 4.    содействовать созданию перерабатывающей промышленности в сельской местности
  5. 5.    разработка и реализация программы по созданию условий для мигрантов, не имеющих жилье, работу и др.