История женского движения в Кыргызстане

В 1995 году впервые делегация женщин суверенной Кыргызской Республики участвовала в работе IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине. Это участие стало новой эрой женского движения в республике- эры переосмысления женских и гендерных вопросов. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1996 год:

  • Жогорку Кенешом Кыргызской Республики были ратифицированы пять Конвенций  по правам женщин;
  • 1996 год был объявлен Годом женщин, в том же году была создана Государственная комиссия по делам семьи, женщин и молодежи;

На период 1996-2000 годы была разработана Национальная Программа “Аялзат” для улучшения положения женщин Кыргызской Республики;

1999 год – представлен Первый национальный Отчет в Комитет CEDAW;

2000 год:

  • Государственная Комиссия по делам семьи, женщин и молодежи была преобразована в Национальный Совет по вопросам женщин, семьи и гендерному развитию при Президенте Кыргызской Республики с целью
    обеспечения включения гендерного компонента во все аспекты национальной политики, стратегий и программ;
  •  Национальная конференция «Женщины Кыргызстана на рубеже веков» г.Бишкек. На ней рассмотрены результаты реализации Национальной Программы «Аялзат» и план действий по достижению гендерного  равенства в Кыргызской Республике на 2002-2006гг. В том же году принят закон КР «О репродуктивных правах граждан»;

2001 год – Национальная конференция «Женщины на рубеже веков»;

2002 год:

  • Указом Президенте КР утвержден Национальный план действий по достижению гендерного равенства в КР на 2002-2006 гг.;
  • Указ Президента КР по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению КР;

2003 год – ЗС ЖК КР приняты два закона, касающиеся вопросов домашнего насилия и равенства прав и возможностей женщин;

2004 год:

  • Создана сетевая организация «Совет НПО»;
  • От имени Совета НПО (7 НПО) представлен Альтернативный отчет в Комитет CEDAW;

2005 год:

  • Национальный форум женских организаций;
  • Указом Президента создан институт Специального Представителя Президента КР по гендерному развитию в ЖК;

2006 год:

  • Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию гендерной политики»;
  • Ратификация Факультативного Протокола  к CEDAW;

2007 год:

  • В новой редакции Конституции КР (2010) закреплен принцип равенства прав и возможностей мужчин и женщин;
  • Внесены изменения  в закон КР “О  земле”
  • Введение гендерных квот в Закон КР «О политических партиях»
  • Принят НПД на 2007-2010 гг.

2008 год:

  • III периодический доклад правительства КР в Комитет  CEDAW.
  • Альтернативный отчет Совета НПО в Комитет CEDAW.
  • Создание Альянса Женских Законодательных Инициатив (АЖЗИ)

Как видно  из вышеприведенного перечня деятельности развитие гендерной политики в Кыргызстане  осуществлялась общими усилиями как со стороны государства, так и женского движения. Надо отметить, что  первоначально  ратификация международных документов, принятие законов по правам женщин  носили декларативный характер и не сопровождались прогрессом в их применении. Почти каждое действие, предпринятое государством инициировано и пролоббировано женскими организациями республики. Среди них  особой активностью  отличались такие организации как, Агенство социальных технологий, Центр помощи женщинам, Ассоциация женщин предпринимателей, Алга, АЦПГО, Ассоциация кризисных центров, Кризисный центр Сезим, Центр гендерных исследований, Женщины-лидеры Жалалабада, Лидер (Каракол) и другие.

Женское движение Кыргызстана претерпело качественные изменения, перейдя от формального заявления о защите прав женщин к конкретным действиям, перенеся фокус внимания с расмотрения женских проблем к  гендерным проблемам, т.е. женщины стали активно принимать участие на этапах разработки, реализации и мониторинга программ развития.

Однополый парламент , просуществовавший около трех лет , не просто создал прецедент абсолютного вытеснения женщин из ключевого органа принятия решений на национальном уровне. Он еще и способствовал регрессу национального законодательства. Именно в период работы данного парламента были предприняты попытки ввести многоженство и принцип криминализации абортов , которые парламент отклонил под лоббирующим давлением женских групп. Ситуация осложнилась тем, что и на уровне исполнительной власти женщины были исключены из процесса принятия решений.

Сразу после парламентских выборов группа женских активисток и феминисток начала лобби кампанию по претворению в жизнь базовых положений CEDAW. Они выступили с идеей создания позиции Специального Представителя Президента КР по гендерному развитию в ЖК.  Для продвижения пакета предложений женские активистки организовали встречу с Президентом страны , которому , помимо конкретных предложений, сразу же представили и кандидаток на данную позицию. Согласованной кандидатурой от разных групп женских активистов стала известной в стране юрист , одна из разработчиков законопроекта о предотвращении домашнего насилия, кандидат юридических наук А.Ниязова.

Стратегия лоббирования оказалась своевременной , адекватной и потому успешной. Президент поддержал предложения женских групп гражданского общества. А.Ниязова стала заниматься в ЖК продвижением политики гендерного равенства.

Активисты женских НПО искали новые институциональные меры борьбы за права женщин. Не было для них другого пути, кроме как  объедини ться  и  бороться вместе. Ими использованы различные  методы лоббирования мужчин-депутатов в однополом Парламенте.Например,  применяли метод факсовой атаки, пытались привлечь внимание мужчин-депутатов в тем, что  8 марта дарили им цветы. Кроме того им удалось  с каждым из них вести переговоры по предстоящему обсуждению законов КР «О политических партиях», Закон «О дополнениях и изменениях к Гражданскому кодексу КР» , где поднимались вопросы о введении гендерных квот и многоженства. Таким образом , после неустанных усилий членов АЖЗИ Парламент голосовал в пользу женщин по соответствующим статьям  законов. В результате были приняты законы о гендерном равенстве, против насилия, специальные меры поддержки женщин в политике, обеспечивающие почти 30-процентное представительство женщин в парламенте страны в 2007 году.

В 2008 году создан АЖЗИ — Альянс Женских Законодательских Инициатив. Цель Альянса — усиление политического голоса и влияния женщи н через лоббирования гендерно-ориентированных законотворческих инициатив и мониторинг реализации гендерной политики. Созданием АЖЗИ женская  инициативная группа, в которую вошли представители и руководители самых активных ЖНПО (АСТ,ЦПЖ, Алга, АЦПГО, АКЦ, WECA,Сезим, ЦГИ, Лидеры женщин Жалалабада, Лидер Каракол и т.д.) активно начали лоббистскую   кампанию по правам женщин.

Большой вклад сделали ЖНПО Кыргызстан во время обсуждения в Конституционном совещании вопрос “светскости”  кыргызского государства, сохранения процедуры гендерной экспертизы законов, принимаемых Жогорку Кенешом и принципа гендерного равенства в Конституции.


 

.