C E D A W в вопросах и ответах

Данное руководство &laqulaquo;CEDAW в вопросах и ответах» по изучению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подготовлено ОО «Центр помощи женщинам» в 2010 году в рамках проекта «Региональный мониторинг прав женщин и развития гражданского  общества»,  поддержанного Международной организацией  HIVOS (Нидерланды).

Разработчки и составители: Айтматова Р.Т., Капарова У.К.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Права человека – это права, которыми обладают все люди в силу того, что они принадлежат к человеческому роду, для свободной и достойной жизни.

После окончания Второй Мировой войны был разработан и принят ряд основополагающих международных документов, отражающих права человека, это:

• Устав ООН (1946)

• ВДПЧ (1948)

 • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1952)

 • Международный Пакт о гражданских и политических правах (1952)

 • И др.

Во всех этих документах  был утвержден принцип равноправия мужчин и женщин, а также запрещена дискриминация по различным признакам, в том числе и по признаку пола.

Государствами-членами ООН были предприняты меры по реализации положений этих документов. Несмотря на это дискриминация в отношении женщин во всех странах мира не уменьшалась. В связи с этим в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла от- дельную Конвенцию, посвященную продвижению прав женщин. Это была Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее Конвенция, CEDAW-аббревиатура англ. названия или КЛДЖ – аббревиатура русского названия, а также Женская Конвенция).

Кыргызстан ратифицировал конвенцию CEDAW в 1997 году

Деятельность ОО Центр помощи женщинам всегда была связана с этим документом. В 1997 году нами впервые Конвенция была переведена на кыргызский язык и издана книжка «Аял укуктары/Права женщин». Мы занимались обучением содержания Конвенции и пропагандой ее идей среди широких слоев населения, а также в гендерных школах и на многочисленных семинарах по правам женщин, которые проводились нашей организацией. Практика показала, что недостаточно заниматься только изучением конкретных статей Конвенции. Важно рассматривать нормы Конвенции вместе с практикой Комитета CEDAW. Под практикой Комитета понимаются Общие рекомендации, Заключительные рекомендации и решения  принятые в соответствии с Факультативным Протоколом. Кроме того, у слушателей возникает множество вопросов, связанных с принципами и структурой документа. В данной брошюре собраны, часто встречающиеся  вопросы участников гендерных школ и семинаров. В ней вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Дорогие читатели, мы надеемся,  что данное руководство, написанное, в форме вопросов и ответов облегчит понимание вами идей, принципов и структуры Конвенции, что облегчит применение ее в реальной жизни.


СОКРАЩЕНИЯ

ВДПЧ – Всеобщая декларация прав человека
ЖК – Жогорку Кенеш
КЛДЖ/CEDA– Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
КР – Кыргызская Республика
МОТ (анг. ILO) – Международная организация труда
НПО – Неправительственная организация
ОО – Общественное объединение
ООН – Организация объединенных наций
СПИД – Синдром приобретённого иммунного дефицита
ФАО (анг. FAO) – Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных наций
ФП КЛДЖ/CEDAW ОР – Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
ЮНИСЕФ (анг. UNICEF) – Детский фонд Организации Объединенных наций
ЮНИФЕМ (анг. UNIFEM) – Женский Фонд Развития Организации Объединенных Наций
ЮНФПА (анг. UNFPA) – Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения
ЦПЖ – Центр Помощи Женщинам
Вопросы и ответы к CEDAW

1. Что обозначает термин конвенция?

ОТВЕТ: Конвенция –  один из широко распространенных видов международных договоров. Это соглашение между государствами, по какому-нибудь определенному вопросу, например, по борьбе с торговлей  людьми, по правам детей, по правам женщин и др. Такие соглашения принимает Генеральная Ассамблея ООН и тем самым создает международные нормы и стандарты по рассматриваемому вопросу. Конвенция имеет обязательную юридическую силу для правительств, ратифицировавших ее. 


2. Что такое ратификация? 

ОТВЕТ: Ратификация – утверждение международного договора высшим  законодательным органом государства (обычно ратифицируются очень важные международные документы). Ратификация государством того  или  иного документа, обозначает, что оно принимает на себя  обязательства соблюдать все его положения. 


3. Какому вопросу посвящена конвенция CEDAW? 

ОТВЕТ: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин регулирует права женщин на международном уровне. 


4. Почему была принята эта конвенция, разве другие документы по правам человека  не регулируют права женщин?

ОТВЕТ: Такие документы по правам человека, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты по правам человека в  различных сферах и др. называются нейтральными. Они одинаково относятся к правам и женщин и мужчин. Во всех этих документах утвержден принцип равноправия между мужчинами и женщинами, а также запрещена дискриминация по различным признакам, в том числе и по полу.

Женская конвенция отличается от них тем, что она регулирует особые  формы  дискриминации, с которыми сталкиваются именно женщины. 


5. Что такое дискриминация? 

ОТВЕТ: В правовой литературе «Дискриминация» означает «умаление или лишение прав группы граждан по каким-либо признакам». Например, по признаку расы, пола, религиозных воззрений и т.д. 


6. Как определяет дискриминацию CEDAW? 

ОТВЕТ: CEDAW в статье № 1 вводит понятие «Дискриминация в отношении женщин» и дает ему следующее определение: Дискриминация в отношении женщин «означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола», которое мешает женщинам пользоваться своими общепризнанными правами человека и основными свободами в такой же степени как мужчины.

Статья 1 CEDAW.

Для целей Конвенции понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по  признаку пола, которое  направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или  осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин,  прав  человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. 


7. О каких формах дискриминации идет речь в конвенции? 

ОТВЕТ: CEDAW признает следующие формы Дискриминации в отношении женщин:

a) Прямая или скрытая дискриминация;

b)  Дискриминация де-юре и де-факто;

c) Историческая дискриминация;

d) Дискриминации, последствия которых приводят  к другим дискриминациям (взаимосвязанные дискриминации);

e) Позитивная дискриминация.

Рассмотрим в отдельности каждую форму дискриминации, которым подвергаются женщины:

а) 1. Прямая или умышленная дискриминация – это, когда существующая политика или практика открыто запрещает пользоваться женщинам теми же возможностями или привилегиями, какими пользуются мужчины.

Пример – 1. Правила, согласно которым у кыргызов  женщины не включаются в состав приглашенных к почетному блюду «Уча» (на больших мероприятиях (аш, той и др.) кыргызы устраивают обильные, торжественные угощения. Самым почетным блюдом является «уча» (крестец конской туши). Уча подают самым почетным мужчинам или группе мужчин, представителям разных родов, но никогда – женщинам).

2. Скрытая  или неумышленная – это дискриминация, когда существующая политика или практика, кажется нейтральной по отношению к правам и женщин и мужчин, но на самом деле лишает женщин возможности использовать эти права. 

Пример – 2. Согласно закону «О Госслужбе КР» и женщины и мужчины имеют равные права, равный доступ к участию в конкурсе (конкурс состоит из двух туров: первый – конкурс анкет (документов), второй – собеседование.) на замещение вакантной (руководящей) должности  в системе  государственной службы. Однако, статистика показывает, что по конкурсу на эти должности женщины или вообще не проходят  или их очень мало. Почему? Чаще всего это происходит  из-за того, что они не соответствуют квалификационным требованиям:

• Недостаточный опыт работы;

• Отсутствие второго образования

 Отсутствие лидерских навыков

Недостаточное прохождение стажировок, курсов повышения квалификации

 Другое

Одной из причин несоответствия женщин квалификационным требованиям является выполнение ими репродуктивных функций (беременность, роды, лактация и др.) и неравное разделение семейных обязанностей, включая ведение хозяйства,  уход за детьми и пожилыми членами семьи. Это ставит женщин в невыгодные условия с точки зрения  затрат времени, необходимого для общего развития и подготовки к конкурсу. 

Таким образом, казалось бы, женщин закон не ущемляет, они наравне с  мужчинами могут участвовать в конкурсе. Но у женщин и мужчин – неравный старт. Уже в первом туре  женщины выбывают из конкурса, не доходят до второго – тура, поэтому женщины проигрывают. 

б) Дискриминация де-юре и де-факто

Причиной возникновения дискриминации в отношении женщин могут служить как политика, законодательство (де-юре), так и обычаи, традиции, правила (де-факто).

Конвенция признает существование обоих этих форм дискриминации, и при этом неважно, в какой сфере они происходят: в праве, в политике, при применении процедур или на практике. Целью конвенции является ликвидация этих обеих форм дискриминации. 

Пример – 3. В 2002 году Президентом КР был издан Указ «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению КР» В указе женщинам  отводится вторая позиция, специально вводится  дополнительная  должность еще одного  заместителя первого руководителя на всех уровнях власти. Для курирования им отводятся традиционные женские сферы (социальная, образование, культура,  здравоохранение и т.д.).  Конечно,  этот Указ дает женщинам возможность,  в какой- то мере участвовать в принятии решений, но в то же время он ограничивает возможности  женщин занимать первые позиции на различных уровнях государственного управления и полноправно участвовать в принятии решений. 

Этот пример показывает, что государством допущена дискриминация женщин «де-юре». 

Пример – 4. Согласно Закона КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» женщина в случае ухода из семьи (замужество, расторжение брака, смерть мужа) может выделить свою земельную долю, чтобы осуществить какие–либо сделки (продажа, мена, дарение).

Молодая женщина из Иссык-Кульской области рассказала нам следующую историю.

После замужества мы с мужем решили отделиться от его ро- дителей, жить самостоятельно (семья была многодетная, он был старшим сыном в семье) и вести свое хозяйство.  Его родители выделили нам часть земли, приходящуюся на его долю. Я обратилась  к своему отцу  с просьбой выделить мне мою земельную долю. Но отец с удивлением спросил:

– О какой земле ты говоришь? Где это видано, чтобы кыргызы дочерям землю давали. Земля принадлежит моим сыновьям. Тебе мы отдали сеп (приданное). На этом все…

– Но почему вы не обратитесь в суд и не получите  свою часть земли? Ведь по закону вы имеете на это право, — посоветовали мы ей.

– Мне стыдно судиться  со своими братьями. Что будут обо мне говорить в нашем селе? Если я это сделаю, то больше ни- когда не смогу приехать в дом родителей, все односельчане будут тыкать на меня пальцем. Таковы традиции… 

Таким образом,  несмотря на то, что юридически женщина имеет одинаковые права с мужчиной, но на деле из-за традиций и обычаев она терпит дискриминацию. Это пример дискриминации «де–факто». 

в) Историческая дискриминация

Исторически сложилось так, что на протяжении веков в зависимости от уровня развития и цивилизации человечества, всегда существовали разные формы дискриминации в отношении женщин. Их разновидности и последствия передавались от поколения к поколению.

Такой вид дискриминации называется  исторической или «структуральной» дискриминацией. Очень часто мы сталкиваемся с обстоятельствами, когда предыдущая политика или практика способствовала укреплению структуральной дискриминации женщин, и ее последствия ставят женщину в невыгодное положение в настоящее время. 

Пример – 5. По обычному праву у кыргызов наследство от родителей передается сыновьям,  чаще  всего  младшему сыну. Если нет  сыновей,  то  наследниками становятся  ближайшие родственники  по мужской линии.

У пожилых супругов, проживающих в одном из сел Таласской области не было детей и близких родственников  по  мужской линии. После кончины мужа жена взяла к себе своего внучатого  племянника- старшеклассника, который проживал в другом селе и относился к роду Саруу. В селе, куда приехал мальчик проживали представители рода Кушчу. Родственники умершего старика, опираясь на исторически  сложившиеся правила, не могли допустить, чтобы племянник женщины (представитель рода, к которому принадлежит женщина) стал наследником их сородича. Они не могли это открыто сказать пожилой женщине (да и официальный закон на ее стороне), поэтому создали нетерпимые условия для жизни мальчика в этом селе. Обвиняли его в воровстве кур, дров и др., избивали, унижали, называли пришлым, безродным и т.д. Таким образом, вынудили уехать его обрат- но в свое село. Пожилая женщина после этого быстро  скончалась, несмотря  на то, что родственники  ее мужа ухаживали и по-своему проявляли заботу.  Она понимала, почему это произошло, но не могла бороться против обычаев, сложившихся веками в народе. Наследство (земля, дом, скот и др.) получили дальние родственники мужа, как положено по традиции.

Так исторически сложившиеся обычаи, традиции, до сих пор влияют на нарушение прав женщин. 

г) Взаимосвязанность дискриминаций

Последствия дискриминации женщин в одной области может привести к дискриминации ее в другой сфере.

Пример – 6. В последнее время в Кыргызстане резко увеличилось количество  ранних браков. Это связано с тем, что из-за экономических затруднений, многодетные семьи не могут содержать и обучать всех детей. Поэтому после окончания 9- го класса (15-16 лет) девочек по договоренности родителей,  выдают замуж в состоятельные семьи. В доме родителей  мужа они являются  основной рабочей силой, выходят  работать в поле, выполняют всю работу  по дому, ухаживают за детьми, пожилыми и больными членами семьи. Такая нагрузка лишает их возможности продолжать обучение, повысить уровень образования, быть в курсе и участвовать в общественной  и политической жизни.

Таким образом, дискриминация женщин в сфере образования может привести к дискриминации  их участия в принятии решений. 

д) Позитивная дискриминация

Конвенцией  допускаются  отличия в обращении с женщинами, применяются льготы, которые не считаются дискриминационными и называются позитивной дискриминацией. CEDAW требует не только равенства шансов, но и фактического равенства мужчин и женщин. Чтобы достичь фактического равенства, необходимо предпринять поддержку женщин в соответствующей  области жизни. Такое введение условий или временных специальных мер со стороны государства называется позитивной или положительной дискриминацией, она способствует ускорению достижения фактического равенства. Положительная дискриминация для женщин не является дискриминационным, потому что это помогает на практике достижению реального равенства. 

Пример – 7. В 2007 году в Кодекс о выборах КР были введены квоты для женщин (в партийных списках кандидатов  в депутаты каждая четвертая должна была быть женщиной). В результате на выборах 2008 года в Парламент (Жогорку Кенеш) было выбрано 26 женщин, что составляет почти 30% общего количества  депутатов. Напомним, что в составе парламента  избранного в 2005 году, не было ни одной женщины. 

Таким образом, квота, введенная в Кодекс о выборах, помогла женщинам попасть в список баллотирующихся в депутаты. 


8. Каковы руководящие принципы конвенции? 

ОТВЕТ: Нормы конвенции затрагивают все сферы жизни женщин и устанавливают принципы равенства, недискриминации и обязательства  государств. Ниже мы рассмотрим каждый из этих принципов.

1. Принцип  «действительного равенства».

Конвенция признает, что существует формальное равенство и «действительное равенство». То есть равенство, о котором часто говорится в гендернонейтральных документах (политика, программы, планы развития, законодательство и т.д.), сильно отличается от реального равенства, которое существует в жизни. Формальное равенство не может достаточно эффективно гарантировать женщинам и мужчинам одинаковые права. Это связано с  тем, что нейтральные документы не учитывают тот факт, что физиологические и гендерные различия между мужчинами и женщинами  создают препятствия на пути женщин к равенству. 

Чтобы достичь реального равенства, необходимо предпринять определенные меры которые ведут к:

1) равенству возможностей;

2) равенству в доступе к возможностям;

3) равенству результатов.

Равенство возможностей обозначает равный доступ женщин ко всем  ресурсам страны. Это положение должно быть закреплено в законодательстве и политике государства, а также поддерживаться соответствующими механизмами и институтами. В законодательстве и политике КР официально закреплен равный доступ женщин к ресурсам страны, однако в реальности это не выполняется в связи с тем, что женщины не имеют доступ к использованию этой возможности.

Равенство в доступе к возможностям.

Рассмотрим пример № 2. По закону мужчины и женщины имеют равные  возможности для участия в конкурсе. Первый тур конкурса проводится  между анкетами участников. По известным причинам документы всех женщин автоматически выпадают и они не могут участвовать во втором туре. Поэтому в Положение о проведении конкурсов необходимо ввести пункт о том, чтобы второй тур конкурса обязательно включал женщин, чтобы они дошли до собеседования. Целесообразно было бы проводить дополнительное обучение женщин перед конкурсом или провести  бесплатно профессиональную подготовку повышенного уровня и др. Это создаст равенство в доступе к возможностям для женщин. Даже в случае, когда на уровне политики и законодательства гарантированы равная защита и уважение прав женщин, государство обязано обеспечить отсутствие препятствий на пути их продвижения. Только в этом случае женщины смогут воспользоваться возможностями наравне с мужчинами. Таким образом «Равенство в доступе к возможностям» является еще одним  важным элементом понятия «действительного равенства».

Равенство результатов.

Пример  – 8. Домоуправление с целью улучшения досуга  детей построило дворовую спортивную площадку (футбольное поле). Каждый  день там  играют  в футбол  мальчики, а иногда вечером, после работы и взрослые мужчины. Девочки же не имеют подобной возможности  заниматься  спортом,  общаться и играть. Домоуправление считает большой заслугой, что оно проявило заботу о детях, приняло меры. Но каков результат? Конвенция считает, что меры принятые государством для охраны прав мужчин и женщин, в том числе мальчиков и девочек, должны обеспечить «равенство результатов».

Конвенция признает, что для достижения «равенства результатов»  женщины и мужчины могут нуждаться в различном подходе. Важно, чтобы любые меры предпринятые государством, принесли равные результаты и для женщин и для мужчин.

2. Принцип  недискриминации.

Шестнадцать основных статей конвенции определяют специфические  области, которые особенно отражаются на положении женщин.

Комментируя статью №1 CEDAW, ее можно разложить на составляющие элементы. При этом следует выделить следующие понятия:

•  Любое различие;

•  Любое исключение;

•  Любое ограничение;

•  на законодательном уровне  (дискриминация де-юре) или на уровне практики (де-факто);

•  По признаку пола и на основании гендерных стереотипов;

•  Дискриминация направлена  на ослабление  или сводит на нет  признание, использование или  осуществление женщинами  своих прав  (дискриминация в одной сфере приводит к дискриминации в другой области жизни). 

Указанные действия могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными. Важен сам факт существования  дискриминации, а не наличие или отсутствие умысла в ее совершении. Однако  необходимо доказать, что были препятствия при попытке осуществления  права или отказ в его реализации, и показать, что именно следует  изменить, чтобы женщины могли беспрепятственно пользоваться  правами, гарантированными конвенцией.

3. Принцип обязательств государств.

Государство, которое ратифицировало конвенцию, автоматически  признает  существование неравенства и дискриминации, а также  необходимость принятия со своей стороны мер по обеспечению равенства мужчин и женщин на национальном уровне. Тем самым государство-участник  становится связанным с нормами и стандартами  Конвенции и соглашается на контроль со стороны Комитета CEDAW.

При ратификации Конвенции государство берет на себя обязательства:

•  Предпринять определенные меры для обеспечения выполнения норм Конвенции;

•  Проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин всеми соответствующими способами и достичь равноправия мужчин и женщин на практике, в этом заключается обязательство, касающееся результатов;

•  Обеспечить  проведение  политики  недискриминации  путем включения  принципа равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции или другое соответствующее законодательство;

•  Принять активные меры для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин и установления фактического равенства между мужчинами и женщинами;

•  Обеспечить права лиц, находящихся под его юрисдикцией.


9. Что такое комитет CEDAW?

ОТВЕТ: Комитет CEDAW был создан в соответствии со статьей № 17 Конвенции. Он представляет собой экспертный орган, который осуществляет контроль за соблюдением норм Конвенции. Комитет состоит из 23 членов – независимых экспертов, которые обладают высокими моральными качествами и компетентностью в вопросах прав женщин.  Они избираются тайным голосованием из  числа внесенных в список лиц, выдвинутых Государствами- участниками. При выборах членов Комитета учитывается  справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации и правовых систем.

Комитет наделен следующими полномочиями:

•  Рассматривает  и  оценивает  периодические  доклады  госу- дарств-участников о выполнении им норм Конвенции, а также альтернативные отчеты НПО;

•  Разрабатывает Общие (Генеральные) рекомендации по специфическим положениям Конвенции и связи между статьями, которые адресуются государствам- участникам и определяют обязательства государств по их выполнению;

•  Готовит  заключительные  рекомендации  по  отчетам  госу- дарств- участников. Эти замечания посылаются в страны и публикуются;

•  Принимает меры по случаям, рассматриваемым согласно процедур Факультативного протокола;

•  Проводит  мониторинг  выполнения   Государством  положений  Конвенции  и  заключительных  рекомендаций  Комитета CEDAW. 


10. Ратифицировал ли Кыргызстан конвенциюCEDAW?

ОТВЕТ: Да, Кыргызстан подписал Конвенцию в 1996 году и ратифицировал ее в феврале 1997 года.


11. Что такое оговорки к CEDAW? 

ОТВЕТ: При ратификации государство может заявить о том, что оно не  принимает  в качестве обязательной/ых какую/ие-то статью/и или часть договора. Это называется оговорками к Конвенции. Тем не менее,  возможность  внесения оговорок ограничена – не до- пускается любая оговорка, несовместимая с целями и задачами Конвенции. 


12. Сделало ли наше государство оговорки, когда ратифицировало конвенции? 

ОТВЕТ: Нет. Кыргызстан принял Конвенцию без оговорок. 


13. Неужели в конвенции не затрагивается вопрос о насилии в отношении женщин?

ОТВЕТ: В Конвенции не упоминается такое понятие. В те времена, когда  принимался этот документ, насилие в отношении женщин рассматривалось как внутрисемейное дело и считалось, что раз- бор и обсуждение этого вопроса противоречит правилам приличия. Однако анализ отчетов государств – участников показал, что это явление имеет широкий масштаб и серьезно нарушает права и свободы женщин. Со временем Комитетом под влиянием отчетов Государств – участников была разработана и принята Общая рекомендация №19 (1992 год),  посвященная вопросам насилия в отношении женщин.  В ней говорится,  что насилие по признаку пола является одной из форм дискриминации. 


14. Что такое общие (Генеральные) рекомендации? 

ОТВЕТ: Общие рекомендации –  это экспертная интерпретация норм Конвенции, сделанная Комитетом CEDAW.

Сегодня принято всего 28 Общих рекомендаций. Значительное количество их посвящено:

•  Разъяснению отдельных статей Конвенции, по поводу которых была выражена озабоченность в ходе рассмотрения отчетов;

•  Экспертной интерпретации прав, гарантированных Конвенцией;

•  Установлению новых стандартов;

•  Описанию требований к отчетности государств;

•  Разъяснениям, которые относятся к вопросам связанным со специфическими статьями или сферами регулирования Конвенции;

•  Обеспечению более глубокого понимания прав и обязанностей, рассматриваемых в Конвенции и ее приложениях;

•  Разъяснению специфических положений Конвенции и связей между статьями. 

Более подробная информация о том, как надо понимать права, гарантируемые Конвенцией, доступна в следующих общих рекомендациях: 

•  Общая рекомендация № 15 (1990г.) – недопущение дискриминации в отношении женщин в национальных стратегиях по профилактике и контролю СПИДа;

•  Общая рекомендация № 19 (1992г.) – насилие в отношении женщин;

•  Общая рекомендация № 21(1994г.) – равенство в браке и семейных отношениях;

•  Общая рекомендация № 23 (1997г.) – женщины в политической и общественной жизни;

•  Общая рекомендация № 24 (1999г.) – женщины и здоровье;

•  Общая рекомендация № 25 (2000г.) – о временных специальных мерах и др. 

Анализируя общие рекомендации можно заметить, как с течением времени изменились значение и содержание норм Конвенции.

Например, вопросы насилия в отношении женщин не упоминаются в Конвенции. Однако Общая рекомендация №19 по вопросам насилия в отношении женщин установила, что право на свободу от насилия является фундаментальным правом человека и что одной из сфер Конвенции является борьба против насилия в отношении женщин.

В 1979 году, когда принималась Конвенция, еще не была известна болезнь ВИЧ/СПИД. Вследствие этого Конвенция не затрагивала вопросы женщин,  живущих с ВИЧ-СПИДом. Общая рекомендация

№15, которая была принята 1990 году, посвящена их проблемам.

Эти примеры показывают, как при помощи интерпретации расширяются пределы прав, закрепленных в Конвенции.

Поэтому при рассмотрении определенных проблем, необходимо читать текст Конвенции вместе с Общими рекомендациями.


15. Что такое национальный отчет (доклад)? Какую информацию я там получу? 

ОТВЕТ: В соответствии со статьей № 18 Конвенции государство обязано представлять первоначальный доклад в течение одно- го года со дня вступления Конвенции в силу, а затем через каждые четыре года.  В  периодических докладах (через каждые 4 года) должна быть указана информация о том, какие законодательные, судебные, административные  или другие меры были приняты государствами для выполнения положений Конвенции. В отчетах  обязательно должна содержаться информация о достигнутом прогрессе в продвижении прав женщин. В то же время в докладах могут быть указаны трудности, которые тормозят выполнение Обязательств по Конвенции. Периодические доклады показывают степень понимания и выполнения каждым государством – участником своих обязанностей, предусмотренных Конвенцией.


16. Отправлял ли Кыргызстан отчет в комитет CEDAW? 

ОТВЕТ: Да, Кыргызстан сначала подавал первоначальный отчет, затем трижды  представил свои периодические доклады в Комитет CEDAW: I -1999г., II — 2004г., III — 2008г.


17. Что такое альтернативный отчет и кто их пишет? 

ОТВЕТ: Комитет поощряет страновые альтернативные  («тене- вые») отчеты НПО, которые представляют дополнительную ин- формацию о том, как выполняются положения Конвенции в соот- ветствующем государстве. Кроме того Комитет получает допол- нительную информацию от специализированных агентств ООН (например, ЮНИФЕМ3, МОТ4, ЮНФПА5  , ФАО6, ЮНИСЕФ7  и др.). Такая вовлеченность специализированных агентств ООН и жен- ских организаций в процесс подготовки альтернативных рапор- тов повышает эффективность рассмотрения периодических докладов. 


18. Участвовали ли  НПО  кыргызстана  в написании  альтернативных (теневых)  отчетов?

ОТВЕТ: Да. НПО КР подавали в Комитет свои альтернативные от- четы три раза (1999, 2004, 2008гг.). Первоначально НПО работа- ли разрознено и подавали отдельные от каждой организации от- четы. В 2003 году ведущие женские НПО объединились и создали партнерскую организацию  «Совет  НПО», (организация открыта для членства) специально для написания альтернативных отче- тов. Отчеты 2004 и 2008 гг. были написаны Советом НПО, а также и другими женскими неправительственными организациями Кыр- гызстана.

Важно отметить, что НПО могут участвовать при обзоре государ- ственных отчетов, а также встречаться с членами Комитета и ин- формировать их о  наиболее критических проблемах в области прав женщин в их стране. 

3. ЮНИФЕМ (анг. UNIFEM) –Женский Фонд Развития Организации Объединенных Наций.

4. МОТ (анг. ILO) – Международная организация труда.

5. ЮНФПА (анг. UNFPA) – Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения.

6. ФАО (анг. FAO) –  Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций.

7. ЮНИСЕФ (анг. UNICEF) –Детский фонд Организации Объединенных Наций. 


19. К каким сферам относятся права женщин, которые регулируются конвенцией? 

ОТВЕТ: Конвенция затрагивает «все формы дискриминации» во всех областях жизни женщин, включая «политическую, экономи- ческую,  социальную, культурную, общественную и другие обла- сти» (статья №1). Это значит, что государства обязаны предпри- нимать все соответствующие меры по искоренению дискримина- ции в отношении женщин во всех областях жизни, включая част- ную и семейную.

Конвенция содержит в себе ряд статей, относящихся к специфиче- ской области жизни женщин, в частности:

•  Социальные и культурные модели поведения женщин и муж- чин и стереотипы (Ст. №5, Общ. Рек. № 3);

•  Эксплуатация женщин (Ст. №6, Общ. Рек. № 19);

•  Политическая и общественная жизнь (Ст. №7, Общ. Рек. № 23);

•  Международное представительство и участие (Ст. №8, Общ.Рек. № 8, № 23);

•  Гражданство (Ст. №9, Общ. Рек. № 21);

•  Образование (Ст. №10, Общ. Рек. № 5);

•  Занятость.(Ст. №5, Общ. Рек. № 3);

•  Здравоохранение (Ст. №11, Общ. Рек. № 13);

•  Социально-экономические пособия (Ст. №12, Общ. Рек. № 14);

•  Сельские женщины (Ст. №14, Общ. Рек. № 5);;

•  Равенство перед законом и гражданское право (Ст. №15, Общ.Рек. №21);

•  Брак и семейные отношения (Ст. №16, Общ. Рек. № 19, № 21). 


20. Все ли эти перечисленные права необходимо всегда защищать? 

ОТВЕТ: Согласно модели КЛДЖ права женщин делятся на две группы:

1. Права, которые должны быть отменены, когда будет достигнуто фактическое равенство прав и возможностей мужчин и женщин;

2. Права, которые направлены на охрану репродуктивных прав, беременности, материнства не считаются дискриминационны- ми, вследствие этого они, никогда не должны быть отменены.  


21. Для чего нужны временные специальные меры? 

ОТВЕТ: Конвенция признает, что даже если женщины будут поль- зоваться своими законными правами на равной основе, они не- обязательно достигнут положения фактического равенства. Поэ- тому статья 4 Конвенции разрешает государствам – участникам принимать специальные меры положительной дискриминации на тот период времени пока существует неравенство. Эти времен- ные спецмеры способствуют ускорению достижения фактическо- го равенства.


22. Принимал ли кыргызстан спецмеры в интересах женщин?

ОТВЕТ: Да.  Можно  привести  несколько  ярких  примеров,  когда наше государство принимало временные спецмеры с целью уско- рения достижения фактического равенства женщин.

1. После  обретения  суверенитета  в  Кыргызстане  закрылся «женский вопрос», согласно которому государство, выделя ло квоты для участия женщин в управлении. Соответственно резко сократилось количество женщин и в Парламенте и на всех уровнях принятия решений. В связи с этим Президентом КР был издан Указ Президента «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению КР» от 27 августа 2002 года № 240.

Этим Указом предписывается ввести в практику обязательное привлечение женщин на должность заместителей МГА и МСУ по социальным и другим вопросам.

Такой шаг главы государства, несомненно, дал возможность жен- щинам в определенной мере участвовать в принятии решений.

2. Случилось так, что в результате выборов 2005 года (после ре- волюции) в  состав Парламента не вошла ни одна женщи- на. Чтобы компенсировать отсутствие вклада женщин в за- конотворческую  деятельность  Президентом  страны  была введена должность спецпредставителя Президента по ген- дерным вопросам в ЖК КР. Основной задачей деятельности спецпредставителя было проведение  гендерной эксперти- зы законов, принимаемых Парламентом. Эта мера принес- ла много пользы. 

После выборов 2008 года в состав Парламента вошли 26 женщин, что составило почти 30%. Теперь должность спецпредставителя по гендерным вопросам была ликвидирована.

3. В результате референдума 2007 года в Кодекс о выборах КР была введена квота для женщин: каждой четвертой в партий- ных списках должна была быть женщина. Поэтому 30% соста- ва нынешнего ЖК составляют женщины.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема Международные инструменты прав женщин и роль организаций гражданского общества