Информация об итогах рабочей встречи экспертов по обсуждению 1 драфта гендерной экспертизы Закона КР «О содействии занятости населения»

В свете нового политического контекста в стране и в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Среднесрочной Программы Развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (Блоки: «Рынок труда и занятость», «Политика достижения гендерного равенства») Министерством молодежи, труда и занятости КР разработан новый проект Закона КР «О содействии занятости населения».

В этой связи в рамках реализации проекта «Продвижение прав женщин в новом контексте Кыргызстана», важным компонентом, которого является экспертиза/обзор и мониторинг государственных политик, законодательств, имеющих существенное значение для соблюдения экономических прав женщин Ассоциацией WESA инициирована гендерная экспертиза вышеуказанного проекта нового Закона КР для улучшения политики занятости, с точки зрения соблюдения равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере трудовых отношений и права на достойный труд.

Тем самым, Ассоциация WESA расширяет свои возможности эффективного влияния на процессы формирования новой политики занятости, продвигая интересы различных социальных групп женщин, особенно в области защиты их экономических прав, путем внедрения принципов гендерного равенства. Поскольку, до настоящего времени, несмотря на заявления правительства Кыргызской Республики о своей приверженности политике равных прав и возможностей, гендерные подходы и принципы прав человека все еще не являются основополагающими принципами в процессах формирования политики.

10 августа 2012 года Ассоциация в поддержку женщин-предпринимателей Кыргызстана/WESA провела экспертную встречу по обсуждению 1-го драфта гендерной экспертизы проекта нового Закона КР «О содействии занятости населения»

На встрече приняли участие эксперты экономисты, юристы, представители министерства молодежи, труда и занятости КР- разработчики и инициаторы проекта нового Закона КР «О содействии занятости населения», а также эксперты, подготовившие драфт отчета по гендерной экспертизе и представители женских НПО.

Обсуждение касалось самых острых проблем, с которыми могут столкнуться при реализации норм проекта Закона КР «О содействии занятости населения» государственные органы в области занятости, были рассмотрены практические аспекты применения данного проекта Закона.

Мероприятие включало следующие этапы:

1. Презентация экспертов по проведенной гендерной экспертизе проекта закона КР «О содействии занятости населения»;

2. Обсуждение первого драфта гендерной экспертизы проекта Закона КР «О содействии занятости населения», предлагаемых изменений и дополнений в целях его «трансформации» из гендерно-нейтрального в гендерно-чувствительный и гендерно-направленный закон.

Справка: До даты состоявшегося круглого стола участникам посредством e-mail были направлены комментарии и предлагаемые изменения/дополнения экспертов к проекту закона КР, т.е. участники имели возможность рассмотреть указанные комментарии экспертов Тен Л.И. и Темирова А. с тем, чтобы подготовить свои рекомендации как экспертов, представителей женских и социальных НПО, на бенефициариев которых распространяются положения проекта закона КР «О содействии занятости населения».

Со вступительным словом к участникам обратилась Джолдошева Н.К., отметившая цели круглого стола, предпосылки, вызвавшие необходимость в проведении обсуждения, а также важность проведения гендерной экспертизы проекта закона КР «О содействии занятости населения». Эксперты Тен Л.И. и Темиров А. представили участникам презентацию гендерной экспертизы проекта закона КР «О содействии занятости населения», ознакомили участников с нормативно-правовой базой, примененной при проведении экспертизы, историей вопроса; с выводами гендерной экспертизы, и с предлагаемыми изменениями/дополнениями к проекту закона. По итогам презентации состоялся бурный обмен мнениями, вопросы и комментарии, вызвавшие дискуссии и требующие общего обсуждения. Участники рабочей встречи были едины во мнении о необходимости гендерной экспертизы законодательства, в частности проекта закона КР «О содействии занятости населения».

Также участники пришли к общему мнению, что при продвижении проекта закона КР «О содействии занятости населения» следует иметь в виду:

• Состояние нормативного правового регулирования в сфере занятости населения. С момента начала разработки проекта закона КР до его принятия могут измениться нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, являющиеся также предметом регулирования данного проекта закона. Так, разработан проект нового Трудового Кодекса Кыргызской Республики, нормы которого согласно иерархии, установленной частью 1 статьи 6 закона КР «О нормативных правовых актах», имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законом КР «О содействии занятости населения».

• Необходимость внесения соответствующих изменений в другие нормативные правовые акты КР во избежание противоречий.

• Взаимосвязь реализации норм законопроекта «О содействии занятости населения» и уровень гендерной чувствительности работников служб занятости.

• Наличие мер государственной политики в области содействия занятости населения, без прописанного механизма, делает его декларативным.

Основными вопросами дискуссии между представителями ММТЗ КР, экспертами, представителями женских и социальных НПО явились:

• сфера распространения проекта закона КР «О содействии занятости населения»;

Так, по мнению представителя ММТЗ КР проект закона регламентирует только сферу распространения государственного регулирования в отношении зарегистрированных безработных в Кыргызской Республике. В этой связи эксперты и представители НПО выразили озабоченность по этому вопросу и отметили рост разницы в статистической информации по численности официально зарегистрированных в службе занятости безработных и незарегистрированных безработных в КР.

• практические аспекты применения положений законопроекта, направленных на создание предпосылок и условий для реализации мер активной государственной политики содействия занятости населения;

В результате дискуссии выявились положения законопроекта, не имеющие возможности применения. К примеру, часть 2 статьи 8 законопроекта: «К полномочиям территориальных органов Уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области содействия занятости относятся: -… психологическая поддержка…», тогда как в указанных территориальных органах отсутствуют психологи, т.е. данная норма законопроекта предусматривает не соответствующие функции государственного органа в области занятости.

Участники выразили опасения относительно норм, предусматривающих «создание условий», как норм, присутствующих декларативно в законопроекте.

В ходе обсуждения участниками были высказаны достаточно существенные дополнения, изменения, аргументы в пользу повышения гендерной чувствительности и ориентированности данного законопроекта на практические и стратегические нужды незанятого населения, в особенности ее уязвимых слоев. Таким образом, участники встречи обсудили наиболее острые проблемы, с которыми могут столкнуться при реализации норм проекта закона КР «О содействии занятости населения» государственные органы, рассмотрели практические аспекты его применения и реализации.

В свою очередь у представителей ММТЗ КР появились вопросы к реализации предлагаемых дополнений в ч.1 статьи 26 законопроекта «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» в части касающейся … — квотирование рабочих мест совместно с органами местного самоуправления для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), уязвимых групп населения граждан, особо нуждающихся в социальной защите, женщин пострадавших от насилия или оказавшихся в трудной жизненной ситуации;». Кроме того была выражена озабоченность по поводу возможности реализации мер по содействию занятости населения в законопроекте ввиду отсутствия средств.

«Дорогу одолеет идущий!» напомнила участникам об этой истине председатель правления Баймамбетова Г.Ш., пожелав всем участникам оптимизма и поблагодарила всех за участие и конструктивный диалог в обсуждении норм проекта закона КР «О содействии занятости населения», презентации гендерной экспертизы и предлагаемых изменений/дополнений. Также координатор проекта Н. Джолдошева выразила уверенность в дальнейшей трансформации данного законопроекта «О содействии занятости населения» в гендерно-ориентированный и завершила встречу словами: «Мы должны и будем двигаться дальше!»

Краткое постатейное резюме предложений и комментариев, внесенных участниками рабочей экспертной встречи

Обсуждение позволило сделать следующие предложения со стороны участников. (см выделенное жирным курсивом — предложения экспертов, проводивших экспертизу, и курсивом — комментарии и дополнения экспертов участников обсуждения): 

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики в сфере содействия занятости населения:

Законодательство Кыргызской Республики о содействии занятости населения основывается на Конституции Кыргызской Республики и разработано на принципах гармонизации с нормативными правовыми актами КР, регулирующими сферу занятости и трудовые отношения и включающие: Трудовой Кодекс Кыргызской Республики, нормативные правовые акты КР, международные договора и конвенции, исключающие дискриминацию по полу и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, и вступивших в установленном порядке в силу международных договоров, участником которых является Кыргызская Республика.

Предложения участников: перечислить и другие принципы помимо принципа гармонизации, или же можно не ссылаться на принципы.

Статья 3. Занятость граждан:

К занятым гражданам, а также к гражданам, чья деятельность приравнивается к занятости, относятся:

-работающие по трудовому договору за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, но временно незанятые в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства;

-избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

-самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей малого и среднего бизнеса, граждан, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

-работающие в производственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, и члены их семей, участвующие в производстве;

-занятые в домашнем хозяйстве выполнением работ по производству товаров и услуг, включая производство и переработку продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке;

-занятые в домашнем хозяйстве в деятельности, связанной с уходом за детьми, домом и приусадебным участком.

-выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг;

-проходящие военную службу, альтернативную (вневойсковую) службу, а также службу в органах внутренних дел, национальной безопасности, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Государственной противопожарной службы;

-проходящие очный курс обучения в общеобразовательных организациях, организациях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

-занятые в общественных некоммерческих и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит законодательству Кыргызской Республики;

-являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Комментарии участников:

К дополнению перечня видов занятости – деятельностью, связанной с уходом за детьми, домом и приусадебным участком, необходим дифференцированный подход, в противном случае к числу занятых будут приравнены практически все население Кыргызской Республики, поскольку каждый гражданин осуществляет деятельность по уходу за домом и приусадебным участком и т.п. В то же время согласно ст.22 закона КР «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» (от 4 августа 2008 года. ) Государство обеспечивает членам семьи, независимо от их половой принадлежности, справедливую компенсацию домашнего труда по уходу за детьми, престарелыми родителями и инвалидами путем выплаты государственного пособия в порядке и на основании законодательства о труде и о государственном социальном страховании. Необходимо исключить слова “домом и приусадебным участком” и дать следующую формулировку -занятые домашним трудом, связанным с уходом за детьми и другими членами семьи.

В части 2 7 абзац статьи 7. Государственная политика в области содействия занятости населения

-на осуществление специальных мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (уязвимые группы населения — лица с ограниченными возможностями здоровья; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица, ищущие работу впервые; женщины, имеющие малолетних детей);

а также в части 4 статьи 21

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия по безработице, лица с ограниченными возможностями здоровья, женщины, имеющие малолетних детей, граждане, уволенные с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Предложения участников: Необходимо дополнить не только женщин, имеющих малолетних детей, но и лиц с семейными обязанностями. (Конвенция Международной Организации Труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями).

Статья 8. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области содействия занятости:

1. Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области содействия занятости в соответствии со своей компетенцией:

-разрабатывает и реализует государственную политику, законы и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере содействия занятости населения;

-разрабатывает и реализует государственные программы в сфере содействия занятости населения, а также участвует в разработке региональных, секторальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая социальные программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы с учетом обеспечения гендерного равенства;

Предложения и комментарии участников: Дополнить, изложить в следующей редакции: … “

-разрабатывает и реализует государственные гендерно-ориентированные программы по снижению безработицы в городах и сельской местности, а также участвует в разработке региональных, секторальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая социальные программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

-координирует деятельность государственных органов, работодателей, профессиональных союзов (сотрудничество, основанное на принципах социального партнерства) по разработке и реализации мер, обеспечивающих содействие занятости населения, и осуществляет контроль за их выполнением;

-разрабатывает меры активной гендерно-чувствительной политики содействия занятости населения; Дополнить, изложить в следующей редакции:

— разрабатывает меры активной гендерно-чувствительной политики содействия занятости населения, меры по сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации, включая обучение, программы по профессиональной подготовке и переподоготовке;

-формирует и контролирует целевое использование средств, направляемых на финансирование мероприятий по содействию занятости населения;

 -обеспечивает методологическую поддержку расчета карты прогноза потребности экономики в трудовых ресурсах;

-осуществляет мониторинг состояния и разрабатывает прогнозные оценки рынка труда;

-анализирует перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом привлечения юношей и девушек на нетрадиционные специальности в учреждениях профессионального образования;

-организует и проводит массовые мероприятия направленные на снижение уровня безработицы, с применением инновационных технологий и учетом опыта зарубежных стран;

Дополнить, изложить в следующей редакции:

также после слов “… -организует и проводит массовые мероприятия направленные на снижение уровня безработицы в городах и сельской местности с учетом состава безработных по полу, с применением инновационных технологий и учетом опыта зарубежных стран;

комментарий участников: а). Нормы проекта закона не акцентируют направленность на безработных сельской местности, тогда как именно женщины в сельской местности более уязвимы и ограничены в доступе к информационным ресурсам и услугам служб занятости. б). отметили важность внесенного экспертами дополнения “с учетом привлечения юношей и девушек на нетрадиционные специальности в учреждениях профессионального образования” по причине присутствия актуальной проблемы в кыргызском обществе в форме традиционного разеделения на мужские и женские профессии, что ограничивает конкурентную способность женщин на рынке труда.

Статья 9. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области содействия занятости населения

1. Государственные органы и иные органы исполнительной власти участвуют в проведении государственной политики в области содействия занятости населения посредством:

-разработки и реализации государственных, национальных, региональных программ занятости населения в соответствии с государственной политикой в области содействия занятости населения с учетом обеспечения гендерного равенства;

-учета создания новых рабочих мест и своевременного представления достоверных сведений об их количестве с учетом гендерной дезагрегации на ежеквартальной основе в Национальный статистический комитет Кыргызской Республики и в уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере труда и занятости населения;

-создания условий для профессионального обучения работающих, обеспечения непрерывного профессионального образования;

-представления информации в уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере труда и занятости населения об общей экономической и социальной политике министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных органов исполнительной власти о потребностях в специалистах с разделением по полу на рынке труда, о структурных изменениях и мерах, осуществляемых в сфере содействия занятости населения, в том числе, по легализации неформальной занятости;

-обеспечения взаимной согласованности в решении вопросов внутренней и внешней трудовой миграции и обмена информацией по данному вопросу.

Предложения участников: дополнение «…. с разделением по полу» исключить ввиду того, что в случае применения могут быть допущены дискриминационные последствия. К примеру, указание приоритета лиц одного пола для определенной «традиционной» специальности (традиционно мужской или женской). 

Статья 9. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в реализации государственной политики в области содействия занятости населения

2. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области содействия занятости населения с учетом обеспечения гендерного равенства посредством:

-разработки комплекса мер способствующих созданию новых рабочих мест;

-поддержки создания рабочих мест на основе мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения;

-поддержки предприятий вынужденных ликвидировать рабочие места в целях сохранения существующих рабочих мест;

-осуществления других мероприятий, способствующих занятости.

-принятия мер по повышению роли исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в решении проблем занятости населения;

-участия в разработке и выполнении программ занятости населения;

-квотирования рабочих мест для Лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Предложения участников: расширить квотирование для ЛОВЗ и изложить в следующей редакции “… и одиноких родителей, являющихся единственными кормильцами в семье, имеющих малолетних детей и/или несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья”;

Статья 12. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Кыргызской Республики

1.Граждане, независимо от пола, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Кыргызской Республики, а также на посреднические услуги органов службы занятости, осуществляющих программы организованного найма для трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом.

Комментарии участников: отметили актуальность внесенного экспертами дополнения ввиду активно идущих в обществе дисскуссий и инициативы отдельных депутатов относительно введения дискриминационной нормы о возрастном цензе в отношении женщин права на выезд за пределы Кыргызской Ресупблики и соответственно устранения противоречий с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 14. Гарантии государства в реализации права граждан на труд независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии

1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируются:

• свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

• информирование о положении на рынке труда.

• внедрение недискриминационной (инклюзивной) практики в сфере труда для ЛОВЗ в равной степени, как для мужчин, так и для женщин.

• создание условий для трудящихся с семейными обязанностями

Предложения участников: «…создание условий для трудящихся с семейными обязанностями» дополнить словами «независимо от пола».

Следующие внесенные изменения/дополнения в статьи 16, 21, 26, 29-30 проекта закона КР «О содействии занятости населения» также были поддержаны участниками ( см. ниже выделены курсивом жирным шрифтом):

Статья 16. Статистическая отчетность и информация о содействия занятости населения

2.Уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в области содействия занятости направляет и получает на безвозмездной основе от органов государственной статистики, налоговых органов, органов Социального фонда Кыргызской Республики и других заинтересованных государственных органов гендерно-дезагрегированные отчетные данные и сведения, необходимые каждой из сторон для выполнения своих функций, в том числе информацию о трудовых мигрантах.

Статья 21. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан с учетом обеспечения гендерного равенства.

1. Профессиональное обучение безработных осуществляется в целях:

-повышения возможностей трудоустройства;

-получения безработными необходимой профессиональной квалификации;

-изменения квалификации в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам.

Статья 26. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

-соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

-реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников с учетом гендерного фактора в случае приостановки производства, увольнения работников;

— осуществление компенсационных выплат при ликвидации предприятий, организаций или при высвобождении работников;

-оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи, увольняемым работникам за счет средств работодателей на условиях гендерного равенства;

-создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

-квотирование рабочих мест совместно с органами местного самоуправления для трудоустройства Лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), уязвимых групп населения граждан, особо нуждающихся в социальной защите, женщин пострадавших от насилия или оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-планирования карьеры, путем проведения профессионального обучения, переквалификации, повышения квалификации, в рамках «Обучение на протяжении всей жизни».

— содействия развитию школ молодых лидеров, как для мужчин, так и для женщин.

Статья 29. Гарантии социальной поддержки безработных

1. Государство гарантирует безработным независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии… .

Статья 30. Порядок определения размеров пособия по безработице.

3. Пособие по безработице не выплачивается, во всех иных случаях, в том числе гражданам: впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более двух лет) перерыва, за исключением женщин, занимавшихся уходом за малолетними детьми.

Координатор проекта Н. Джолдошева Юрист эксперт Г. Молдобаева

p style=