Проблема кражи невест в Кыргызстане

Несмотря на принятые Кыргызской Республикой международные и национальные документы по гендерному равенству, остро стоит проблема похищения девушек с целью вступления в брак. По данным ООН[1], в Кыргызстане ежегодно совершается более 3500 тысяч преступлений против женщин и девочек, включая убийства, телесные повреждения, изнасилования и насильственные браки. По расчетным данным ОО Центр  помощи женщинам  (ЦПЖ)  и данных Кыз-Коргон  Института, за 2010 г.  из 1500 случаев такого рода преступлений только в одном случае был вынесен судебный приговор. По статистике[2], на территории Кыргызстана ежедневно происходит 32 случая кражи невест, за 1 год 11 тыс. 800. Из них 2 000 кыргызстанок подвергаются изнасилованию.

При этом в Кыргызстане официально регистрируются лишь единичные случаи похищения невест. Так, за период  с 2008 года по I полугодие 2012 года отделами внутренних дел по ст. 154 Уголовный кодекс (УК)КР «Принуждение к вступлению в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим семнадцатилетнего возраста» возбуждено – 32 уголовных дела, по ст. 155 Уголовный кодекс  КР  «Принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак» — 76 уголовных дел. Как правило, возбужденные уголовные дела не доходят до суда по разным причинам. Чаще  это связано с примирением сторон по ст. 128 УК КР, хотя  при похищении невесты имеют место несколько составов преступлений, включая преступления против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

С 2008 года Комитет CEDAW[3] настоятельно рекомендует КР воздействовать на традиционные культурные взгляды и причины, лежащие в основе практики похищения невест, в том числе посредством проведения образовательных и информационно-просветительских кампаний среди населения, принять превентивные меры по борьбе с ранними и принудительными браками в соответствии с положениями совместной общей рекомендации No 31 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и замечания общего порядка No 18 Комитета по правам ребенка о вредной практике.

В связи с этим, в  рамках  выполнения рекомендаций Комитета CEDAW Правительство КР разработало и приняло законопроект по ужесточению наказания за похищение девушек, который предусматривает ответственность в виде лишения свободы от 5 до 7 лет (ст. 155 УК КР)[4]. Одним из основных в Кыргызской Республике актов, определяющих ответственность за нарушение права вступать в брак со свободного и полного согласия обеих, вступающих в брак сторон,  является Уголовный Кодекс КР ( ст. 155 УК КР).

Уголовное преследование за такие виды преступления осуществляется в форме частно — публичного обвинения, которые возбуждаются только по жалобе потерпевшего (или его представителя), но, в отличие от дел частного обвинения, не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым или даже отказа от жалобы. Данная форма уголовного преследования позволяет: преступникам договориться с потерпевшей стороной до подачи жалобы в правоохранительные органы и избежать уголовного преследования, что нивелирует действие статьи 155 Уголовного кодекса и в целом государственную политику, направленную на активизацию борьбы с похищением невест.

В связи с этим, в  рамках  выполнения рекомендаций Комитета CEDAW Правительство КР разработало и приняло законопроект по ужесточению наказания за похищение девушек, который предусматривает ответственность в виде лишения свободы от 5 до 7 лет (ст. 155 УК КР)[5]. Одним из основных в Кыргызской Республике актов, определяющих ответственность за нарушение права вступать в брак со свободного и полного согласия обеих, вступающих в брак сторон,  является Уголовный Кодекс КР ( ст. 155 УК КР).

Для решения данной проблемы необходимо разработать усовершенствованные механизмы реализации статьи 155 УК КР и подготовить законопроект  об изменении статей УПК КР статуса похищения девушек из частно-публичного в публичный характер,  а также активизировать уполномоченные законом органы и должностные лица на уголовное преследование за такие преступления без согласия потерпевших лиц.  Это позволит свидетелям похищения девушек  выступать в качестве заявителей в  правоохранительные органы. Заявителями смогут выступить представители гражданского общества и местного сообщества, а заявления не смогут быть отозваны.

 


[1]http://www.advocacy.kg/index.php/3252-10-dekabrya-2015-problema-rannikh-brakov-i-pokhishcheniya-devushek-v-kyrgyzstane-ne-teryaet-aktualnosti

[2] Расчетные данные ОО \\\\\\\»Центр помощи женщинам\\\\\\\» на основе официальныхданныхКызКоргон института

[3] Заключительные рекомендации Комитета о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 2008г.,2015г. 

[4]В редакции Закона КР от 25 января 2013 года N 9

[5]В редакции Закона КР от 25 января 2013 года N 9