1-е Комментарии Комитета CEDAW по Кыргызстану от 27 января 1999 г.

Основные проблемные области и рекомендации к первоначальному докладу Кыргызстана
Докладчик: г-жа Айза Ферида АЧАР

Комитет CEDAW
27 января 1999 г.

Заключительные замечания Комитета

Введение
1. Комитет выражает свою признательность Правительству Кыргызской Республики за своевременно представленный, хорошо построенный и всеобъемлющий первоначальный доклад. Он выражает правительству высокую оценку за исчерпывающее устное представление и за ответы на заданные Комитетом вопросы.

2. Комитет с удовлетворением отметил высокий уровень прибывшей делегации, возглавлявшейся председателем Государственной комиссии по делам женщин, семьи и молодежи, которая и представляла доклад. Он отмечает, что в докладе описываются меры, принятые правительством в целях осуществления Пекинской платформы действий.

Позитивные аспекты.
3. Комитет высоко отмечает ратификацию Кыргызстаном большого числа международных договоров по правам человека, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была без оговорок ратифицирована в трудное время перехода к рыночной экономике и стремительных социально-политических изменений. Он высоко отмечает также тот факт, что тексты ратифицированных договоров переведены на кыргызский и другие языки, используемые в Кыргызстане, включая узбекский и русский. В этой связи Комитет высоко оценивает готовность правительства осуществлять Конвенцию.

4. Комитет выражает Кыргызстану высокую оценку и за учет положений ратифицированных договоров в основных национальных законах, включая Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и Закон о защите прав потребителей. Он также с удовлетворением отмечает сообщение о том, что планируется провести гендерную экспертизу других законов.

5. кроме того, Комитет положительно отмечает также тот факт, что права человека преподаются во многих университетах и учебных заведениях.
Факторы и трудности, влияющие на осуществление Конвенции.

6. Комитет считает, что основными препятствиями на пути осуществления Конвенции являются широко распространенные нищета и безработица, а также негативно сказывающиеся на положении женщин стремительные социально-политические изменения.

7. Одним из препятствий на пути осуществления Конвенции является и сохранение сильно укоренившегося патриархального уклада, при котором подчеркиваются традиционные роли женщин и мужчин.

8. Комитет подчеркивает необходимость воспринимать дискриминацию в отношении женщин как многогранное явление, охватывающее как прямую, умышленную дискриминацию, так и дискриминацию косвенную, непреднамеренную. Это обязательное условие всеобъемлющего анализа и эффективной ликвидации дискриминации в отношении женщин как де-юре, так и де-факто.

9. Комитет рекомендует учитывать принцип равноправия женщин и мужчин при принятии любой национальной политики и настоятельно призывает правительство обеспечить практическую реализацию этого принципа с помощью просвещения, средств массовой информации и информационно-пропагандистских мероприятий. Эти усилия следует направлять на противодействия как умышленной, так и непреднамеренной дискриминации.

10. Комитет выражает озабоченность по поводу того, в каком бюджетном и кадровом состоянии оказался национальный механизм по улучшению положений женщин, учитывая его роль и функции.

11. Комитет рекомендует также, чтобы все национальные программы по улучшению положения женщин включали механизм оценки результатов их осуществления, а также их эффективность и степень охвата.

12. Комитет выражает обеспокоенность в связи с отсутствием каких-либо усилий по использованию предусмотренных в Ст.4 Конвенции временных специальных мер для улучшения положения женщин в различных областях.

13. В этой связи Комитет рекомендует ввести в соответствие со ст. 4 Конвенции временные специальные меры.

14. Комитет серьезно обеспокоен сохранением патриархального уклада и сильного уклона в сторону традиционно играемой женщинами роли матери и жены, а также тенденцией к возвращению кыргызских женщин к традиционным занятиям. Комитет с особой обеспокоенностью отмечает, что содержащаяся в первоначальном докладе ссылка на играемую мужчиной роль кормильца может узаконить существование стереотипов.

15. Комитет настоятельно призывает правительство вести ряд мер, включая всеобъемлющее просвещение населения и кампании в средствах массовой информации, для ликвидации традиционного, стереотипного восприятия роли мужчин и женщин.

16. Комитет встревожен активизацией всех форм насилия в отношении женщин, включая групповое изнасилование. Комитет также обеспокоен, что в первоначальном докладе освещается проблема в основном сексуального насилия, а не насилия по признаку пола вообще.

17. Комитет рекомендует уделить серьезное внимание всем формам насилия по признаку пола. Он рекомендует активизировать всеобъемлющие меры по предупреждению насилия и оказанию поддержки пострадавшим женщинам, включая соответствующую воспитательную работу среди сотрудников правоохранительных органов и их обучение. Он рекомендует собирать разбитые по половому признаку данные и информацию о насилии в отношении женщин. учитывая связь насилия с нищетой, Комитет рекомендует ввести меры, направленные на улучшение экономического положения женщин, включая переквалификацию на профессии, приносящие доход.

18. Комитет рекомендует расширять как в городах, так и в сельских районах сети кризисных центров и создавать консультативные службы для оказания необходимой медицинской помощи женщинам, ставшими жертвами насилия.

19. Комитет обеспокоен ростом алкоголизма и наркомании, поскольку эти явления повсюду создают проблемы со здоровьем и являются источником насилия в отношении женщин.

20. Комитет обеспокоен, что по Уголовному кодексу лесбиянство рассматривается в качестве полового преступления.

21. Он рекомендует пересмотреть отношение к лесбиянству, считать его видом сексуальной ориентации и отменить уголовное наказание за него.

22. Комитет крайне обеспокоен распространением проституции и торговли женщинами, которое по его мнению, связано с нищетой, безработицей, а также отсутствием эффективных национальных мер по пресечению роста этих явлений.

23. Комитет рекомендует активизировать усилия по сотрудничеству с другими странами в задержании и наказании тех, кто занимается торговлей женщинами. Он рекомендует также развернуть национальные меры по борьбе с негативными последствиями, которые имеют для женщин программы структурной перестройки, и по трудоустройству и профессиональной подготовке женщин из уязвимых слоев населения.

24. Комитет с серьезным беспокойством отмечает слабую представленность женщин в руководящих органах, а также в нетрадиционных областях.

25. Комитет рекомендует правительству рассмотреть возможность широкого комплекса мер, включая квоты, для увеличения представленности женщин в политической сфере и других нетрадиционных областях.

26. Комитет серьезно обеспокоен экономическим положением женщин, которое характеризуется распространением среди них нищеты и безработицы.

27. Комитет рекомендует учитывать гендерный аспект нищеты при разработке и осуществлении всех стратегий и программ, направленных на ее ликвидацию.

28. Комитет весьма обеспокоен условиями труда и ненадежностью занятости все большего числа женщин, переходящих в неформальный сектор и участвующих в так называемом «чемоданном» или «челночном» бизнесе.

29. Комитет рекомендует ввести всеобъемлющие меры на улучшение экономического положения женщин, прежде всего путем расширения программ малого кредитования, охватывающих коммерческие и сельскохозяйственные банки, для обеспечения женщин заработком и надежной занятостью. Он рекомендует также принять меры к интеграции женщин во все сектора национальной экономики.

30. Комитет рекомендует заручиться международной помощью в деле улучшения экономического положения женщин и поощрять тесные контакты с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.

31. Комитет обеспокоен положением с охраной здоровья женщин, в частности увеличением количества случаев материнской смертности и заболеваемости, а также высокими показателями младенческой смертности и применением аборта в качестве метода контрацепции.

32. Комитет рекомендует ввести всеобъемлющие программы семейного планирования, а также меры по обеспечению того, чтобы аборт не воспринимался в качестве одного из видов контрацепции.

33. Комитет с беспокойством отмечает то обстоятельство, что, хотя многоженство запрещено законом, в некоторых районах страны оно все равно практикуется.

34. Рекомендуется принять эффективные меры к обеспечению соблюдения действующих законов и организации программ просвещения населения в целях изменения традиционных устоев, поощряющих многоженство, для искоренения этой практики вообще.

35. Комитет рекомендует, чтобы при подготовке следующего доклада Кыргызстана было обеспечено эффективное участие неправительственных организаций и чтобы доклад широко распространялся среди таких организаций.

36. Комитет просит широко распространить его заключительные замечания в Кыргызстане, с тем, чтобы население страны, и в частности правительственные администраторы и политики, ознакомилось с мерами, которые необходимо принять для обеспечения равенства женщин на практике. Он также просит правительство и впредь вести, в частности среди женских и правозащитных организаций, широкую популяризацию Конвенции, выносимых Комитетом рекомендаций общего характера и Пекинской декларации и Платформы действий.