В рамках выполнения рекомендаций Комитета CEDAW (по ликвидации дискриминации в отношении женщин) Правительство КР разработало и приняло законопроект по ужесточению наказания за похищение девушек для вступления в брак, который предусматривает ответственность в виде лишения свободы от 5 до 7 лет (ст. 155 УК КР)[1]. Одним из основных в Кыргызской Республике актов, определяющих ответственность за нарушение права вступать в брак со свободного и полного согласия обеих, вступающих в брак сторон, является Уголовный Кодекс КР ( ст. 155 УК КР).
Уголовное преследование за такие виды преступления осуществляется в форме частно — публичного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего (или его представителя), но, в отличие от дел частного обвинения, не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым или даже отказа от жалобы. Данная форма уголовного преследования позволяет: преступникам договориться с потерпевшей стороной до подачи жалобы в правоохранительные органы и избежать уголовного преследования, что нивелирует действие статьи 155 Уголовного кодекса и в целом государственную политику, направленную на активизацию борьбы с похищениемневест.
Для решения данной проблемы необходимо разработать усовершенствованные механизмы реализации статьи 155 УК КР и подготовить законопроект об изменении статей УПК КР статуса похищения девушек из частно-публичного в публичный характер, а также активизировать уполномоченные законом органы и должностные лица на уголовное преследование за такие преступления без согласия потерпевших лиц.
Это позволит свидетелям похищения девушек выступать в качестве заявителей в правоохранительные органы. Заявителями смогут выступить представители гражданского общества и местного сообщества, а заявления не смогут быть отозваны.
В настоящее время Уголовный (УК КР) и Уголовно-процессуальный (УПК КР) кодексы претерпевают изменения и находятся на стадии обсуждения в ЖогоркуКенеш КР.
В связи с этим, ОО Центр помощи женщинам начал реализацию проекта в сотрудничестве с государственными органами и гражданским обществом с целью повлиять на внесения изменений в УПК КР в отношении признания статьи за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле в форме публичного обвинения.
Для этого проект предполагает проведение обзора нормативно-правовых актов, в том числе и законопроекты УК и УПК КР, а также мониторинга и оценки эффективности политики КР в части искоренения случаев насильственных браков.
В результате мониторинга будут выработаны рекомендации, которые будут представлены на общественном и парламентском слушаниях и доведены до широкой общественности и лиц принимающих решения (ЛПР) для изменения политики, нацеленной на снижение случаев похищения девушек (УК/УПК КР).
[1]В редакции Закона КР от 25 января 2013 года N 9