Альтернативные отчеты Совета НПО

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин («Женская конвенция») является первым юридически обязательным международным документом, запрещающим дискриминацию женщин и вынуждающим правительства предпринимать шаги по обеспечению равноправия женщин. Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/150 от 18 декабря 1979 года. Вступила в силу: 3 сентября 1981 года в соответствии со статьей 27 (1).

Решение о необходимости разработки Конвенции и план действий в ее направлении были приняты на Первой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975г. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека.

Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию. Однако содержание этого документа мало кому было известно. Лишь на рубеже 80-90х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях. Его стали пропагандировать и распространять сразу несколько новые независимые женские организации.

Кыргызская Республика присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин постановлениями в 1996 году. Согласно положениям Конвенции, присоединившиеся страны обязуются внедрять ее положения и каждые четыре года должны предоставлять Комитету ООН CEDAW отчет о выполнении Конвенции. Помимо государственных докладов Комитет приветствует и использует в своей работе информацию общественных организаций, так называемые Альтернативные отчеты. Наличие достаточного количества достоверной информации позволяет экспертам Комитета выработать наиболее адекватные рекомендации, призванные помочь стране-участнице в определении последующих шагов по выполнению Конвенции. В подготовке Альтернативного отчета в основном принимают участие неправительственные организации.

Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола должны являться первоочередными целями, как международного сообщества, так и каждого демократического государства.

Однако следует отметить, что ни в одной стране еще не было достигнуто полное юридическое и фактическое равенство женщин. Законы, ущемляющие права женщин, до сих пор действуют в законодательстве многих государств. Сосуществование различных законодательных систем с традиционным и религиозным правом, преобладающим в сфере частной жизни над законами и конституционно закрепленными положениями о равенстве, остается предметом высокой озабоченности. Женщины продолжают испытывать дискриминацию и затруднения в использовании прав на собственность и наследование имущества, на доступ к экономическим ресурсам и социальным льготам и услугам. Женщины находятся далеко за пределами полного и равного участия в политической и общественной деятельности, в частности, в процессе принятия решений. Уголовное законодательство, особенно по сексуальному насилию и преступлениям, продолжает оставаться неадекватным, дискриминирующим и слабо применяемым. Дискриминация в отношении женщин также существует в некоторых законах о гражданстве.

Дискриминирующие социальные нормы, культурные обычаи и традиции, стереотипное разделение ролей женщин и мужчин продолжают оставаться основной преградой реализации прав женщин во всем мире. Неэффективная политическая воля по достижению гендерного равенства, слабое участие женщин в принятии решений и отсутствие ресурсов по поддержке механизмов внедрения гендерного равенства являются дальнейшими помехами на пути к равенству мужчин и женщин. Зачастую женщины сами не осведомлены о своих законных правах, и вследствие этого неспособны требовать реализации своих прав. Неспособность и неумение женщин отстаивать свои права нередко усугубляется недостаточными или неэффективными средствами защиты от нарушений прав на национальном уровне. Дискриминация женщин особенно усугубляется в ситуациях конфликта и других видов социальных потрясений.

Конвенция является важным международным документом и правовым инструментом защиты прав женщин. Целью Конвенции является исключение всех форм дискриминации женщин, которая определена в Статье 1

«любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

За последние годы было доказано, что должное и последовательное выполнение Конвенции является наиболее эффективным инструментом в деле достижения равенства женщин. Конвенция будет продолжать играть ключевую роль в борьбе против старых и устойчивых форм дискриминации в отношении женщин и предотвращении новых форм неравенства, зависимости и преград. С момента принятия Конвенции заметен прогресс в признании и реализации прав женщин. Правовая основа для равенства была укреплена во многих странах, что обеспечило юридическое закрепление равенства женщин. Конституция многих стран включает положения, гарантирующие равенство по половому признаку. Многие страны пересмотрели дискриминирующие положения в гражданском, уголовном и семейных кодексах, в соответствии с положениями Конвенции. Были приняты новые законы по насилию в отношении женщин, в частности, домашнему насилию, для создания средств правовой защиты для женщин.

Также прогресс был достигнут в создании институциональных механизмов, служащих катализатором для продвижения и защиты прав женщин. Национальные аппараты по продвижению женщин, комиссии по гендерному равенству и омбудсмены являются частью этих механизмов, которые на данный момент существуют во многих странах на различных уровнях и с различным статусом. Они активно работают по реализации Конвенции и признанию защиты прав женщин приоритетным направлением национального развития.

Кыргызстан в числе 12 стран СНГ присоединился не только к Конвенции, но и к Факультативному протоколу к ней, дающему возможность подачи индивидуальных жалоб на международном уровне. Ключевым фактором действенности Конвенции является регулярная отчетность правительств и как можно более широкое распространение информации о ней: открытый доступ к официальным отчетам стран и заключительным комментариям комитета CEDAW, издание материалов о конвенции и т.д. В этом смысле Кыргызстан занимает одно из ведущих мест среди других стран СНГ: во-первых, это единственная страна, где график государственной отчетности не был нарушен, во-вторых Конвенция почти сразу же после ратификации была переведена на кыргызский язык (в 1997 г.), и с тех пор ведется постоянная работа по распространению знаний о Конвенции среди населения, особенно в сельской местности. И если первое – это несомненная заслуга государства, то второе в большой мере результат работы неправительственных организаций.

Гражданское общество, в особенности женские объединения и организации, играют все возрастающую роль в повышении знаний и лоббировании усилий по защите прав женщин и использованию Конвенции для ускорения достижения действительного равенства мужчин и женщин. Также нельзя отрицать роль государственных органов/комиссий по гендерному равенству и международных организаций. В рамках программ международных организаций, (необходимо отметить особую роль UNIFEM) проводятся обучающие семинары по дальнейшему распространению знаний по CEDAW на местах, обмену опытом положительного опыта, подготовке Альтернативных отчетов и дальнейшему лоббированию механизмов гендерного равенства.

Одно из стратегических направлений в работе Центра Помощи Женщинам – это поддержка процессов реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее Конвенция или CEDAW). В рамках данной работы ЦПЖ сфокусировал свои усилия на искоренении социальных и культурных стереотипов на основе пола; ликвидации всех форм гендерного насилия и дискриминации в отношении женщин и девочек; укреплении потенциала национальных и региональных организаций, защищающих права женщин; расширении доступа и использования международных механизмов по охране прав человека и содействии деятельности правительства и других общественных организаций по данным направлениям. ЦПЖ сотрудничает как с правительственными, так и неправительственными, международными организациями, местными сообществами и органами местных властей/самоуправлений. Основной метод работы – это распространение информации о CEDAW как об одном из важных международных документов, защищающего права женщин и обеспечивающего продвижение гендерного равенства. В своей работе ЦПЖ опирается на международные документы, защищающие права человека, подписанные и ратифицированные Кыргызской Республикой, а также национальные законы и программы, направленные на улучшение правового и фактического положения женщин и гарантирующие равные права и возможности.

Центр Помощи Женщинам является автором Альтернативного отчета, подготовленного к 20-й сессии Комитета ООН CEDAW в январе 1999 года, на которой Правительство Кыргызстана впервые отчитывалось в выполнении конвенции CEDAW (Конвенция об искоренении всех форм дискриминации в отношении женщин).

Впервые Конвенция была переведена на кыргызский язык и издана в сборнике “Права женщин” в 1997 году с комментариями и разъяснениями, доступными широким слоям населения. Необходимо отметить, что первый перевод Конвенции на кыргызский язык был осуществлен руководителем Центра Помощи Женщинам г-жой Р.Т.Айтматовой в 1997 году.

Центр Помощи Женщинам со-координировал написание Альтернативного отчета к 30-й сессии Комитета ООН CEDAW, на которой обсуждался второй периодический доклад Правительства Кыргызстана, а также является автором раздела «Торговля женщинами и детьми» и соавтором раздела «Репродуктивные права женщин».

Представители Центра Помощи Женщинам приняли участие в работе 20-й и 30-й сессий Комитета CEDAW в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (в 1999 и 2004 году) в качестве делегатов НПО Кыргызстана. Члены Комитета CEDAW дали высокую оценку Альтернативному отчету НПО Кыргызстана. В рамках своей тренинговой и информационной программы ЦПЖ постоянно ведет работу по дальнейшему распространению знаний и информации про CEDAW, Факультативному протоколу  и Альтернативному отчету.

ЦПЖ в дальнейшем планирует продолжать работу в рамках распространения информации про CEDAW и Альтернативные отчеты. Кыргызстан является страной в Центральной Азии, лидирующей по принятию законодательства, гарантирующего гендерное равенство в стране. Таким образом, в республике существует нормативная правовая база, защищающая права и интересы женщин. Но, несмотря на это в обществе продолжают существовать и обостряться проблемы, связанные с гендером. Наличие устойчивых гендерных стереотипов способствует дискриминации, как женщин, так и мужчин. Наиболее неравноправное и уязвленное положение у сельских женщин. Особое внимание будет уделено правам женщин, проживающих в сельской местности, необходимости ликвидации стереотипных представлений о роли мужчин и женщин, пресечении и предупреждении торговли людьми, особенно женщинами и детьми. В настоящее время Конвенция ратифицирована более чем 171 государствами. ЦПЖ будет содействовать тому, чтобы с помощью Конвенции женщины Кыргызстана могли использовать все свои права, как в общественной, так и в частной жизни.

ЦПЖ надеется также проводить работу по дальнейшей подготовке Альтернативных отчетов, которые будет отражать реальную картину положения женщин и гендерного равенства в стране.

Использована информация с сайтов ООН, ЮНИФЕМ, а также Альтернативного отчета Совета НПО Кыргызстана (1999-2003гг.) и отчета о деятельности Обещственного Объединения «Центр Помощи Женщинам»